Разящий «Панцирь». История создания и особенности конструкции ЗРПК «Панцирь-С1». Часть 2

31.03.2022

Продолжение. Начало в предыдущей статье

ЗРПК

Подписание разработчиками нового российского ЗРПК контракта с Объединенными Арабскими Эмиратами позволило не только сдвинуть с мертвой точки работы по ЗРПК «Панцирь-С1» — уникальному образцу вооружения противовоздушной и противоракетной обороны, но еще и ознаменовало серьезный прорыв Москвы на некогда закрытый для нее рынок вооружений стран Персидского залива, обладающих значительными финансовыми ресурсами и реализующих весьма амбициозные программы закупки вооружений, военной и специальной техники.

Путь на внешний рынок для зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1» начался в 1992 г. Именно тогда специальным Указом №1621 Президента России он был включен в «Перечень образцов вооружения и военной техники, впервые предлагаемых в 1993-1995 гг. на экспорт и для производства образцов по лицензии». Вскоре было сформировано новое тактико-техническое задание на ОКР по новейшему зенитному ракетно-пушечному комплексу ближнего действия (ЗРПК БД), предназначенному в первую очередь для поставок иностранным заказчикам. Таким образом, тульское Конструкторского бюро приборостроения рассчитывало получить реальные средства на разработку перспективного вооружения, которое вполне могло поставляться и Российской Армии.

Следует при этом особо отметить тот факт, что тактико-техническое задание на экспортный вариант нового комплекса противовоздушной и противоракетной обороны первоначально предусматривало возможность поражения воздушных целей ракетно-пушечным вооружением на дальностях 200-12 000 м и на высотах 5-8000 м. Это были лучшие показатели в мире для такого класса систем, но уже в ходе ОКР, которые велись, в том числе, и на средства самого КБП, было установлено, что дальность поражения может быть увеличена до 20 км. При этом комплекс включал 12 зенитных управляемых ракет и две 30-мм автоматические пушки и мог одновременно вести огонь по двум целям, а в течение минуты обстреливать до 12 целей.

А.Бабакин в своей книге «Охота за «Алмазами» отмечает: «Ни один известный комплекс в мире не располагал такими возможностями. Только когда стало ясно, что КБП по силам освоить производство новейшего ЗРПК БД с уникальными параметрами, при поддержке Правительства РФ были организованы переговоры с ОАЭ. В итоге только в 2000 году был подписан контракт на поставку в армию этой страны перспективного российского высокотехнологичного вооружения».

Контракт с ОАЭ

В соответствии с подписанным в мае 2000 г. контрактом стоимостью 734 млн долл. (по отечественным источникам, половина этой суммы оплачивалась Минфином РФ в счет государственного долга РФ перед ОАЭ), разработчик должен был до конца 2002 г. провести ОКР по обновленному варианту ЗРПК, на что из бюджета программы предусматривалось выделение не более 100 млн долл., и затем в течение трех лет (2003-2005 гг.) передать ВС ОАЭ тремя партиями в общей сложности 50 комплексов «Панцирь-С1Э» — 12, 24 и 14 соответственно.

В результате доработки комплекса, в том числе под требования заказчика – ОАЭ, специалисты КБП совместно с рядом компаний-смежников фактически создали новый, серьезно усовершенствованный ЗРПК, отличительными особенностями которого стали новый боевой модуль, включающий скорострельные двуствольные зенитные автоматы 2А38М и двухступенчатые зенитные управляемые ракеты 57Э6-Е с дальностью управляемого полета в мире не располагал такими возможностями.

Только когда стало ясно, что КБП по силам освоить производство новейшего ЗРПК БД с уникальными параметрами, при поддержке Правительства РФ были организованы переговоры с ОАЭ. В итоге только в 2000 году был подписан до 20 км, а также новые РЛС обнаружения целей и системы управления огнем.

Одна из наиболее серьезных проблем, которые пришлось решать конструкторам, была связана с необходимостью разработки для «Панциря-С1Э» специализированной двухдиапазонной РЛС – миллиметрового и сантиметрового диапазонов (станции сопровождения цели и визирования ЗУР – ССЦР), что в конечном итоге и привело к срыву сроков поставки ЗРПК инозаказчику.

Проектирование новой станции, получившей название «Шлем» (1РС2-Е), поручилОАО «Фазотрон-НИИР» (в настоящее время – АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», входит в состав холдинговой компании АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Государственной корпорации «Ростех»). Основу ее составила двухдиапазонная — сантиметровый и миллиметровый диапазоны — радиолокационная станция, которая должна была обеспечить ЗРПК на месте и в движении эффективную работу по широкому спектру воздушных целей, таких как самолеты, вертолеты (в том числе зависающие), БЛА и образцы высокоточного оружия, а также по стационарным и подвижным наземным (надводным) целям.

Отличительными особенностями новой станции должны были стать: модульный принцип построения станции; работающие в двух диапазонах высокопотенциальные передающие устройства; единая антенная система; мощная комбинированная ЦВМ с открытой архитектурой и т.д.

Однако разработка новой станции в итоге вышла за пределы установленных сроков, плюс к тому не были выполнены отдельные технические требования заказчика. В результате в КБП приняли решение создавать многофункциональную двухдиапазонную РЛС системы управления огнем, имеющую фазированную антенную решетку (имеется ввиду РЛС типа 1РС2-Е), собственными силами с привлечением специалистов серпуховского ОАО «Ратеп» (в настоящее время – ОАО «РАТЕП» в составе АО «Концерн Воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»).

Главный конструктор КБП по комплексам ПВО Валерий Слугин так описывает возникшую тогда непростую ситуацию:

«Нам нужен был именно миллиметрово-сантиметровый локатор, потому что сантиметровый диапазон меньше подвержен влиянию атмосферных осадков и подальше видит, а миллиметровый – это точность. Но ни Миноборонпром, ни Минрадиопром сначала никак не хотели делать локацию с миллиметровым диапазоном, считали, что это невозможно. И только после того, когда мы сами сделали макет такого локатора и провели испытания, было решено, что локатором займутся в Ульяновске. Но тут образовался концерн «Фазотрон», директор которого как-то заявил, что Тула – деревня и Ульяновск – деревня, и в локации мы, дескать, ничего не понимаем. В общем, вместо Ульяновска за дело взялся «Фазотрон», но, поскольку у них приоритетной была самолетная локация, до нашего локатора руки не дошли…

У нас уже был макет одноканального миллиметрово-сантиметрового локатора, когда Аркадий Григорьевич Шипунов принимает решение: будем делать многоканальный комплекс с фазированной решеткой.

ЗРПК «Панцирь-С1» с оптической системой управления вооружением

ЗРПК «Панцирь-С1» с оптической системой управления вооружением, выполненный на базе БМП-3

Так на горизонте появилось ОАО «Радиофизика», которое занималось большими локаторами, причем в миллиметровом диапазоне. Был сделан очередной макет, но довести локатор до ума они тоже не смогли.

А проблемы наслаиваются. Наша 12-км ракета была бездымной, и мы хорошо видели ее оптикой. На 20-километровую поставили двигатель на смесевом топливе, а это сплошной дым. В результате при отработке мы чуть ли не половину ракет затратили впустую только из-за того, что у нас не было локационной системы, а оптическая система закрывалась дымом. И было счастьем, когда на полигоне поднимался сильный ветер поперек линии стрельбы…

А тут благодаря рекламе образовался спрос на «Панцирь», можно сказать, в международном масштабе. Что делать? И тогда, это был 2004 год, Шипунов принимает… историческое решение делать локатор самим. Новое для КБП направление возглавил его заместитель Леонид Борисович Рошаль. При нем же сложилась и новая, более продуктивная кооперация.

ЦКБА (Центральное конструкторское бюро автоматики) сделало приемо-передающую систему, а целиком конструкцию и антенну, а также систему управления лучом и блок управления делало КБП. Всю математику – МВТУ.

Так было доказано, что, если очень захотеть, современный локатор можно сделать и в «деревне». Хотя поначалу многие, и я в том числе, относились к этой затее весьма скептически.

А.Г.Шипунов

Аркадий Георгиевич Шипунов — советский конструктор, разработчик автоматического стрелково-пушечного вооружения авиационного, морского и наземного базирования.

Но как-то Шипунов вызвал к себе небольшую компанию из трех человек и сказал: «Ребята, отбросьте все сомнения. У нас другого выхода нет, надо делать». Вот мы и отбросили сомнения. И все получилось.

Мог ли комплекс появиться раньше? Наверное, мог. И здесь дело не только в плохом финансировании. Появлялись новые технологии и новые идеи, поэтому нам все время приходилось что-то переделывать. Например, оптический пеленгатор ракеты переделывался три раза. Так что еще до появления на свет в готовом виде «Панцирь» пережил несколько модернизаций».

Выбор колесного варианта

В начале – середине 2000-х гг. ЗРПК «Панцирь-С1Э» прошел значительный объем натурных испытаний, включая боевые стрельбы на полигоне Капустин Яр и в стране заказчика, и в целом подтвердил свои высокие тактико-технические характеристики в различных условиях. Однако не обошлось без проблем.

Панцирь на марше

Боевые машины комплекса «Панцирь-С1» на марше.

За несколько лет в ходе стрельб на полигоне Капустин Яр с участием нескольких образцов нового комплекса было в общей сложности израсходовано 214 зенитных управляемых ракет 95Я6 (57Э6), но российские военные признали положительными только 89 пусков, причем лишь 11 ракет оснащались полноценными боевыми частями и применялись по воздушным целям.

В результате, по состоянию на 2002 г., комплекс не был готов к сдаче заказчику – контракт пришлось вновь корректировать. Однако в следующем году испытания вновь получились проблемными – на этот раз из-за отсутствия надежной малогабаритной РЛС. И только в январе 2005 г. Зарубежному заказчику, исправно выделявшему положенные финансовые средства, смогли продемонстрировать полностью работоспособный вариант нового зенитного ракетно-пушечного комплекса ближней дальности.

В конечном итоге разработчику пришлось серьезно переделывать значительную часть элементов комплекса, а также выйти к инозаказчику с предложением изменить в связи с этим сроки реализации контракта. Заказчик выразил понимание и готовность сделать это, поэтому в соответствии с новыми сроками первые ЗРПК следовало передать уже в 2006 г., завершив поставки заказанных машин в течение трех лет. Дополнительно на разработку комплекса, как утверждается в российских источниках, выделили 66 млн долл.

Панцирь на шасси

ЗРПК «Панцирь-С1» на шасси MAN (8х8) армии ОАЭ.

В ноябре 2006 г. во время посещения КБП министром экономического развития и торговли Германом Грефом научный руководитель предприятия Аркадий Шипунов сообщил, что тематика «Панцирь» ведется исключительно за счет авансов в общей сумме 259 млн долл., перечисленных тремя инозаказчиками, тогда как российский бюджет предоставил всего 30 тыс. долл.

Впоследствии, впрочем, пришлось вновь подвинуть сроки вправо. В середине 2006 г. на полигоне Капустин Яр прошли успешные испытания обновленного варианта «Панциря» с пусками ракет. Начало поставки было назначено на 2007 г. по следующей схеме: 12 комплексов – в 2007 г. , 24 – в 2008 г. , 14 – в 2009 г.

Серийную сборку планировалось начать в декабре 2006 г. Однако и эти сроки вновь откорректировали — поставки первых боевых машин начались только в ноябре 2009 г. По опубликованной информации, в 2009-2010 гг. заказчик получил 16 комплексов «Панцирь-С1Э» и 400 зенитных управляемых ракет. По данным открытых источников, в ОАЭ поставили в общей сложности 50 ЗРПК и 1000-1500 ЗУР 9М311.

Л.Б.Рошаль

Леонид Борисович Рошаль — советский и российский инженер-конструктор. Заместитель главного конструктора ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (по 2009 год).

Известный отечественный инженер-конструктор Леонид Рошаль, занимавший до 2009 г. должность заместителя генерального директора и генерального конструктора тульского КБП, вспоминал:

«В ходе разработки этой системы в Туле на КБП были приняты новые конструктивные решения. Эмиратам, по существу, была предложена совершенно новая ЗРС, но на ее изготовление потребовалось значительно больше времени, чем предполагалось. В результате стоимость контракта увеличилась на 66 миллионов долларов, а его общая стоимость достигла 800 миллионов долларов. Согласно условиям контракта, в ОАЭ вначале будет поставлен демонстрационный образец. Поставки 50 комплексов начинаются в 2007 году и завершатся в 2009 году. А «Фазотрон» (имеется ввиду «Фазотрон-НИИР»), израсходовав немалые деньги, так и не дал локатора для нашей системы.

Теперь распространяются слухи, что нам поставили локатор, а мы от него отказались и поставили на боевую машину свой. Мы же в КБП на своей производственной базе полностью сделали локатор с фазированной антенной решеткой, с электронным сканированием луча. Он одновременно может обозревать довольно большое пространство и сопровождать при этом несколько целей. В результате ТТХ «Панциря-С1» улучшились: он может поражать цели на расстоянии до 20 километров и на высоте 15 километров – кстати, вместо прежних 10 километров.

Недавно с ОАЭ вновь были подписаны договоренности, им был продемонстрирован образец вооружения. Арабы были в восторге: они поняли, что КБП не зря потратил время и деньги, и добавили к контракту дополнительно 66 миллионов долларов. Теперь наш комплекс может уничтожать цели в движении. Мы добились тех характеристик, которые были заданы для его разработки еще в начале 90-х годов».

Панцирь на параде

ЗРПК «Панцирь-С1» в ходе репетиции Парада Победы. Алабино, апрель 2010 г.

Следует отметить, что контрактом с ОАЭ предусматривалась поставка комплекса «Панцирь» в двух вариантах – на гусеничном шасси ГМ-352М1Е и колесном КамАЗ-6350 (26 и 24 машины соответственно). Общее их описание, особенности и различия, даны в уже упоминавшейся книге А. Бабакина «Охота за «Алмазами» со ссылкой на слова неназванного генерала:

«В одном контейнеры с боевой аппаратурой и вооружением монтируются на базовое шасси боевой машины десанта (БМД-3). Для легкости управления почти 20-тонной БМ установлена автоматическая коробка переключения передач, а плавность передвижения по бездорожью обеспечивает гидропневматическая подвеска ходовой части. Механик-водитель с комфортом располагается в кресле, которое изготавливает известная в мире итальянская фирма, специализирующаяся на производстве спортивных автомобилей. Гусеничный «Панцирь» может передвигаться по бездорожью со скоростью 75 км/час…

Другой вариант – на шасси КамАЗ грузоподъемностью 24 тонны и длиной 10 метров. Кабина и контейнеры с аппаратурой бронированы, стекла пуленепробиваемые. По бездорожью колесный «Панцирь» идет с несколько меньшей скоростью, а вот по грунтовой дороге, тем более шоссе может дать и более 100 км/час. А вообще контейнеры с аппаратурой и вооружением «Панциря» могут устанавливаться на любом транспортном средстве с соответствующей грузоподъемностью. Это делает данное новейшее российское вооружение весьма универсальным – его можно при некоторой доработке поставить даже на корабль».

Панцирь на гусеницах

На гусеницах

Вариант ЗРПК «Панцирь-С» на гусеничном шасси демонстрировался на форуме «Технологии в машиностроении-2012» в подмосковном Жуковском.

БМ Панцирь на учениях

Боевые машины на учениях

Боевые машины комплекса «Панцирь-С1» на учениях «Щит Союза-2010».

В оригинальном тексте указывается, что гусеничный вариант предлагался на базе боевой машины десанта БМД-3, однако это не так. Вариант на таком шасси действительно прорабатывался, но это ЗРПК «Роман» для ВДВ — предшественник «Панциря», не реализованный «в металле». Одно время изучался комплекс на базе гусеничного шасси боевой машины пехоты БМП-3. По данным разработчика, он имел только оптико-электронную систему наведения и в серию не пошел.

А вот для стартового инозаказчика – ОАЭ – предлагался уже вариант с полноценной системой обнаружения и управления огнем (наведения) на базе гусеничного шасси ГМ-352МЕ1 Минского тракторного завода. Однако в конечном итоге заказчик выбрал только колесный вариант ЗРПК на шасси автомобиля повышенной проходимости компании MAN с колесной формулой 8х8.

«На первых демонстрационных испытаниях за рубежом гусеничного шасси сразу возникли проблемы: система охлаждения двигателя плохо работала при высокой температуре, были вопросы по эргономике, а самое главное – гусеницы на песке постоянно слетали с катков, – вспоминает главный конструктор КБП по комплексам противовоздушной обороны Валерий Слугин. – Но минчане молодцы. Они все оперативно переделали, и повторные испытания прошли просто блестяще. А потом арабы сами пришли к выводу, что автомобильное шасси предпочтительнее, и демонстрационные испытания комплекса проводились на колесном шасси».

"Панцирь-С1" на форуме

Боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1» в ходе динамического показа на форуме «Армия-2017»

В общей сложности в кооперацию по разработке и производству ЗРПК «Панцирь-С1Э» вошли более 50 российских предприятий, но что еще более важно – кооперация стала международной, поскольку в соответствии с требованиями заказчика, комплексы получили немецкое шасси, французские тепловизоры, видеомониторы и метеоприборы. Об особенностях серийного выпуска данного комплекса достаточно интересно пишет А. Бабакин:

«Туляки прекрасно понимали, … что на собственной территории, в имеющихся корпусах им весьма сложно будет развернуть масштабное производство тяжеловесного вооружения, и поэтому в 2002 году КБП переоборудовало пустующий цех бывшего завода по производству сельхозтехники. Основательно запущенный корпус длиной 320 метров, где зимой едва держалась нулевая температура, за два года превратился в современное производство по выпуску сложнейшей техники.

Даже пол размером 10 тысяч квадратных метров здесь уникален: он изготовлен по специальной технологии, его прочность составляет 1200 килограммов на один квадратный сантиметр. Многотонная гусеничная техника на нем не оставляет следов. В цехе имеется все необходимое для сборки и проверки работоспособности всех агрегатов «Панциря-С1». Например, на въезде в цех тяжелого шасси под ним автоматически опускаются стальные плиты и открывается обычная яма для проверки и регулировки всех узлов и механизмов. Тут же шасси моют и сушат специальным автоматизированным устройством, причем вода по специальным желобам попадает в систему оборотного водоснабжения, очищается и затем применяется вновь.

Большие по размерам гусеничные и колесные машины буквально без пылинок попадают в сборочный цех в руки инженеров и настройщиков. Так, у комплекса более 100 различных кабелей. На обычном заводе для их проверки уходит до 3 месяцев, у туляков же для этого приспособлен специальный стенд, который в автоматическом режиме за двое суток проводит всю необходимую проверку.

Прямо в цех через специальную герметическую дверь входят железнодорожные пути. Уже готовые тяжеловесные изделия после всех испытаний грузят с помощью мощного крана на железнодорожные платформы, консервируют и отправляют заказчику».

Модернизированная БМ "Панцирь-С1" на Параде Победы

Модернизированная боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1» на Параде Победы в Калининграде, 2017 г.

Впоследствии экспортная модификация комплекса «Панцирь-С1» была поставлена в Алжир (38 комплексов с боевыми машинами на колесном шасси КамАЗ-6560 и, по разным данным, от 750 до 900 зенитных управляемых ракет 9М311 общей стоимостью 500 млн долл.) и Сирию (от 36 до 50 комплексов с боевыми машинами на колесном шасси и от 700 до 850 ракет общей стоимостью 730 млн долл.).

По информации ряда источников, осуществлены поставки в Иран (около десятка комплексов, полученных от Сирии), Ирак (контракт на 24 комплекса 96К9 «Панцирь-С1Э» и 600 ракет 9М311 к ним датируется базой данных по поставкам ВВСТ института SIPRI 2012-2013 гг. и приписывается к комплексной сделке общей стоимостью 4,2-5 млрд долл.), Марокко (50 комплексов) и Оман (12 комплексов). Предположительно, два комплекса «Панцирь-С1Э» получила Экваториальная Гвинея.

«На полях форума «Армия-2017» подписан контракт с Экваториальной Гвинеей на поставку двух боевых машин ЗРПК «Панцирь-С1», а также ракет и средств материально-технического обеспечения к ним», – заявила пресс-секретарь Федеральной службы по военноехническому сотрудничеству РФ Мария Воробьева. Интерес к комплексу проявляли Бразилия, Греция, Иордания и др.

В армии Ирака

Боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1Э» армии Ирака

В интересах Вооруженных Сил России

Одновременно проводились и работы по варианту ЗРПК, предназначенному для Вооруженных Сил России. В частности, в декабре 2007 г. начальник ПВО Сухопутных войск России генерал-полковник Николай Фролов заявил, что после доработки под измененные тактико-технические требования российских военных «Панцирь-С1» будет принят на вооружение уже в 2008 г. Государственные испытания комплекса завершились в 2008 г. и тогда же он поступил в опытную эксплуатацию. Первые десять «Панцирей-С1» Российская Армия получила 18 марта 2010 г. В октябре 2012 г. ЗРПК успешно прошел испытания на полигоне Пембой в Заполярье с боевой стрельбой по воздушной мишени – или имитирующей крылатую ракету, или собственно по инертной крылатой ракете.

16 ноября 2012 г. распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева ЗРПК «Панцирь-С1» принят на вооружение. С тех пор данные комплексы постепенно поступают на вооружение различных соединений Вооруженных Сил России. По данным отечественных СМИ, с конца 2015 г. в войска поставляется модернизированный вариант, который иногда называют «Панцирь-С2». Впрочем, официально данное название нигде не фигурировало.

Валерий Слугин отмечал: «Для госзаказа мы «Панцирь» тоже модернизировали – прямо в ходе серийного производства. Существенно. Другой локатор. Вычислительную систему поставили более современную, новое программное обеспечение. Доработали конструкцию – теперь по железной дороге «Панцирь» можно перевозить, ничего не снимая. Изменили башню. Прежде у нас одновременно наводилось три ракеты, сейчас шесть ракет с каждой стороны. Навигационную систему другую поставили».

Стрельбы ЗРПК

Стрельбы ЗРПК «Панцирь-С1» в ходе учения сил и средств Северного флота по защите арктической островной зоны и морского побережья. Осень 2017 г.

ЗРПК 96К6 ВС России

ЗРПК 96К6 «Панцирь-С» ВС России в походном положении после парада на Красной площади в Москве, 09.05.2010 г.

БМ ЗРПК Панцирь-С1 на шасси БАЗ-6909-019

Боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1» на шасси БАЗ-6909-019 семейства «Вощина-1» на полигоне Капустин Яр, 29.06.2011

Стрельбы в Сирии

Учебные стрельбы ЗРПК «Панцирь-С1» вооруженных сил Сирии, 2013 г.

Продолжение в следующей статье

Источник

Читаем также:





✏ Оставить комментарий

               




  • Архивы