ЗПРК 2К22 «Тунгуска» , 2К22М «Тунгуска — М»

24.03.2014

Tunguska

На карте нашей Родины Тунгуска — это левый приток Амура, образованный слиянием Урми и Кур. За сотни километров от Тунгуски в могучую дальневосточную артерию вливается Шилка. В честь этой реки была названа советская зенитная самоходная установка. Через десятилетия конструкторы и военные, подчеркивая преемственность, присвоили имя «Тунгуска» боевой машине следующего поколения.

Войсковой зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) 2К22 «Тунгуска» сегодня широко известен в мире и состоит на вооружении сухопутных войск России и ряда зарубежных стран. Появление именно такой боевой машины — результат реальной оценки возможностей существующих средств ПВО и всестороннего изучения опыта их применения в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX столетия.
ЗПРК «Тунгуска», по классификации США (НАТО) SA-19 (Grison), был создан как средство ПВО непосредственного прикрытия танковых и мотострелковых войсковых формирований (полков, бригад) от ударов, в первую очередь, низколетящих самолетов и вертолетов противника. Кроме того, комплекс может вести эффективную борьбу с современными крылатыми ракетами (КР) и дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами (ДПЛА), а при необходимости использоваться для поражения легкобронированных наземных (надводных) целей и живой силы противника непосредственно на поле боя. Это было неоднократно подтверждено результатами боевых стрельб в России и за рубежом.

Создание «Тунгуски», так же как и других средств ПВО, было достаточно сложным процессом. Трудности, сопровождавшие его, были связаны с целым рядом причин. Многие из них были обусловлены требованиями, поставленными перед разработчиками, и задачами, решение которых должен был обеспечить зенитный комплекс, предназначенный для действий в боевых порядках прикрываемых войск первого эшелона в наступлении и в обороне, на месте и в движении. Эта ситуация осложнялась еще и тем, что новый автономный зенитный комплекс предполагалось оснастить смешанным артиллерийским и ракетным вооружением.

Важнейшими из требований, которым должно отвечать новое зенитное средство, являлись: эффективная борьба с низколетящими целями (НЛЦ), особенно самолетами-штурмовиками и боевыми вертолетами; высокая мобильность, соответствующая прикрываемым войскам, и автономность действий, в том числе при отрыве от главных сил; способность ведения разведки и огня в движении и с короткой остановки; высокая плотность огня при достаточном возимом запасе боеприпасов; малое время реакции и всепогодность применения; возможность использования для борьбы с наземными (надводными) легкобронированными целями и живой силой противника и другие.

Shilka 23-4

ЗСУ 23-4 «Шилка»

Опыт боевого применения ЗСУ-23-4 «Шилка» в ходе арабо-израильских войн на Ближнем Востоке показал, что в определенной степени она обеспечивала выполнение подобных требований и являлась достаточно эффективным всепогодным средством ПВО в простой и сложной воздушной и радиоэлектронной обстановке. Кроме того, был сделан вывод о том, что зенитная артиллерия, в сравнении с ракетными средствами, сохраняет свое значение как средство борьбы с маловысотными воздушными и наземными (надводными) целями и живой силой противника.

Однако в ходе боевых действий, наряду с положительными, были выявлены и определенные недостатки «Шилки». В первую очередь, это малая зона (до 2 км) и вероятность (0,2-0,4) поражения целей, невысокое физическое воздействие отдельно взятого снаряда, значительные трудности в своевременном обнаружении скоростных низколетящих воздушных целей штатными средствам разведки, нередко приводившие к их пропуску без обстрела, и некоторые другие.

Первые два недостатка устранялись путем увеличения калибра пушечного вооружения, что подтверждали результаты научно-практических исследований ряда организаций и промышленных предприятий. Было установлено, что малокалиберные снаряды с контактными взрывателями поражают воздушную цель в основном фугасным действием взрывной волны. Практические испытания показали, что переход с 23-мм на 30-мм калибр позволяет увеличить в 2-3 раза массу ВВ, адекватно уменьшить необходимое для поражения самолета число попаданий и ведет к существенному увеличению боевой эффективности ЗСУ.

Одновременно с этим увеличивается эффективность воздействия бронебойных и кумулятивных снарядов при стрельбе по легкобронированным наземным и надводным целям, а также результативность поражения живой силы противника. При этом увеличение калибра автоматических зенитных пушек (АЗП) до 30-мм не снижало темпа стрельбы, характерного для 23-мм АЗП.

Для экспериментальной проверки ряда вопросов решением правительства СССР в июне 1970 г. Конструкторскому бюро приборостроения (КБП, Тула) совместно с другими организациями было поручено провести научно-экспериментальные работы по определению возможности создания новой 30-мм ЗСУ «Тунгуска» с разработкой эскизного проекта.

К моменту его создания был сделан вывод о необходимости установки на «Тунгуске» собственных средств обнаружения низколетящих целей (НЛЦ), что позволяло достичь максимальной автономности действий ЗСУ. Из опыта боевого применения ЗСУ-23-4 было известно, что своевременность обстрела целей с достаточной эффективностью достигается при наличии предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта (БКП). В противном случае эффективность автономного кругового поиска целей не превышает 20%. Одновременно с этим была обоснована необходимость увеличения зоны прикрытия войск первого эшелона и повышения общей боевой эффективности новой ЗСУ. Этого предлагалось достичь за счет установки на ней вооружения с управляемой ракетой и оптической системой визирования цели.

В ходе специальной научно-исследовательской работы «Бином» был определен облик нового зенитного комплекса и требования к нему с учетом всех особенностей его возможного применения. Он представлял собой некий гибрид зенитно-артиллерийского (ЗАК) и зенитно-ракетного (ЗРК) комплексов. По сравнению с «Шилкой» он имел более мощное пушечное вооружение и облегченное, по сравнению с ЗРК «Оса», ракетное вооружение.

ZRK Osa

ЗРК «Оса»

Но, несмотря на положительное мнение и отзывы ряда организаций о целесообразности разработки ЗСУ «Тунгуска» в соответствии с такими требованиями, на начальном этапе эта идея не была поддержана в аппарате тогдашнего министра обороны СССР А.А.Гречко. Основанием для этого и последующего прекращения финансирования работ вплоть до 1977 г., стал принятый на вооружение в 1975 г. в качестве средства ПВО дивизионного подчинения ЗРК «Оса».

Его зона поражения самолетов по дальности (1,5-Ю км) и высоте (0,025-5 км), некоторые другие характеристики боевой эффективности были близки или превосходили аналогичные показатели «Тунгуски». Но при принятии такого решения не было учтено то, что ЗСУ является средством ПВО полкового звена. Кроме того, согласно тактико-техническому заданию, она обладала большей эффективностью в борьбе именно с внезапно появляющимися низколетящими самолетами и вертолетами.
А это является одной из основных особенностей условий, в которых ведут боевые действия полки первого эшелона.

Своеобразным толчком для начала нового этапа работ по созданию «Тунгуски» стал успешный опыт боевого применения американских вертолетов с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) во Вьетнаме. Так, из 91 атаки танков, БТР, артиллерии на позициях и других наземных объектов 89 были успешными. Эти результаты стимулировали быстрое развитие вертолетов огневой поддержки (ВОП), создание специальных аэромобильных подразделений в составе сухопутных войск, разработки тактики их применения. С учетом опыта вьетнамской войны в СССР были проведены исследования и опытные учения войск.

Они показали, что ЗРК «Оса», «Стрела-2», «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка» не обеспечивают надежной защиты танков и других объектов от ударов ВОП, которые могли за 20-30 с поразить их с высот 15-25 м на дальности до 6 км с высокой вероятностью.

Эти и другие результаты стали причиной серьезной обеспокоенности руководства МО СССР и основанием для открытия финансирования дальнейшей разработки ЗСУ 2С6 «Тунгуска», которая в 1980 году была завершена. Ее опытный образец был создан Тульским КБП под руководством его начальника и главного конструктора А.Г. Шипунова, пушечное и ракетное вооружение — В.П. Грязева и В.М. Кузнецова соответственно. Кроме того, в разработке основных элементов установки участвовали: Ульяновский механический завод (радиоприборный комплекс, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод (гусеничное шасси и система электропитания), ВНИИ «Сигнал» из г. Ковров (системы наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратура навигации), Ленинградское оптико-механическое объединение -Л0М0 (прицельно-оптическое оборудование).

В период с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. были проведены государственные испытания на полигоне Донгуз и после их успешного завершения в 1982 г. ЗПРК был принят на вооружение.

 

Сравнительные характеристики ЗСУ «Тунгуска», «Шилка» и «Гепард»
Тунгуска
Шилка М-1
Гепард
Страна изготовитель
СССР
СССР
Германия
Год принятия на вооружение
1982
1962
1973
Зона поражения
по дальности
2,8 — 8\ до 4
2,8 — 8\ до 4
0 — 4
по параметру
0,015 — 3,5\ до 4
0,015 — 3,5\ до 4
0 — 3
Вероятность поражения цели одной ЗУР\ЗА
самолета
0,45-0,7\0,32-0,72
— \0,2-0,3
вертолета
0,7-0,75\0,5-0,74
— \0,2-0,35
Максимальная скорость поражаемых целей
навстречу\вдогон
450
475\300
Время реакции, с
7 — 10
20
до 10
Канальность по цели
1
1
1
Масса БМ в боевом положении, т
34
20,5
47,3
Масса ракеты\снаряда, кг
42\ —
— \0,19
— \1,56
Масса боевой части ЗУР, кг
9
Время перевода в боевое положение, мин
до 5
до 5
до 5

 

ЗСУ «Тунгуска», не имевшая в то время мировых аналогов, по ряду характеристик принципиально отличалась от всех ранее созданных зенитных комплексов. В составе одной боевой машины были совмещены пушечное и ракетное вооружение, радиоэлектронные средства обнаружения, опознавания и сопровождения и обстрела воздушных и наземных целей. При этом все это оборудование размещалось на гусеничном самоходе повышенной проходимости.

Такая компоновка обеспечила выполнение целого ряда требований, поставленных перед создателями ЗПРК — высокую маневренность, огневую мощь и автономность действий, способность вести борьбу с воздушным и наземным противником с места и в движении, прикрывать войска от ударов его СВН во всех видах боевых действий днем и ночью, и другие. Совместными усилиями ряда организаций и предприятий был создан уникальный зенитный комплекс, который по ряду показателей и в настоящее время не имеет мировых аналогов.

В состав ЗПРК 2К22, как и любого другого зенитного комплекса, входят боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.
Боевые средства — это собственно ЗСУ 2С6 «Тунгуска» с боекомплектом из восьми зенитных управляемых ракет 9М311 и 30-мм зенитных выстрелов в количестве 1936 штук.

Нормальное функционирование боевых машин «Тунгуска» обеспечивается комплектом технических средств. В его состав входят: транспортно-заряжающая машина 2Ф77М для перевозки двух боекомплектов патронов и восьми ЗУР; машины ремонта и техобслуживания (2Ф55-1,1Р10-1М и 2В110-1); автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В921; мастерская техобслуживания МТ0-АТГ-М1.

ЗСУ 2С6, основной элемент ЗПРК, представляет собой комплекс средств и систем различного назначения, большинство из которых размещено в башне установки. Основными из них являются: система радиолокационной разведки и сопровождения целей (радиолокационные станции обнаружения — СОЦ и сопровождения — ССЦ цели, наземный радиолокационный запросчик — НРЗ), система пушечно-ракет-ного вооружения (два 30-мм автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплектом патронов, восемь пусковых установок с направляющими, восемь ЗУР 9М311 в траспортно-пуско-вых контейнерах и другая аппаратура), цифровая вычислительная система (ЦВС), прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации, система силовых гидравлических приводов наведения пушек и пусковых установок ЗУР и ряд других обеспечивающих систем.

 Antennaya-stanciya-obnarugeniya-celi

Антенная станция обнаружения цели

СОЦ — радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора дециметрового диапазона волн с высокими рабочими характеристиками. Она решает задачи круглосуточного обнаружения воздушных целей в любой погодно-клима-тической и радиоэлектронной обстановке, определения их координат, последующего сопровождения по дальности и азимуту, а также автоматической выдачи целеуказания на ССЦ и текущей дальности в цифровую вычислительную систему. Электромеханическая стабилизация антенны РЛС позволяет вести разведку воздушных целей в движении. С вероятностью не менее 0,9 станция обнаруживает истребитель в диапазоне высот 25-3500 м на дальности 16-19 км с разрешающей способностью 500 м по дальности, 5-6° по азимуту и до 15° по углу места. При этом величина ошибок определения координат цели в среднем не превышает 20 м по дальности, 1° по азимуту и 5° по углу места.

Antennaya stanciya sopr. celi

Антенная станция сопровождения цели

ССЦ представляет собой РЛС сантиметрового диапазона волн с двухканальной системой выделения и автосопровождения движущихся целей в условиях пассивных помех и отражений от местных предметов. Ее характеристики обеспечивают с вероятностью 0,9 сопровождение истребителя по трем координатам на высотах 25-1000 м с дальностей 10-13 км (7,5-8 км) по данным целеуказания от СОЦ (при самостоятельном секторном поиске). При этом средняя ошибка сопровождения цели не превышает 2 м по дальности и 2 делений угломера по угловым координатам.

Эти две станции обеспечивают надежное обнаружение и сопровождение таких сложных для средств ПВО целей, как низколетящие и зависшие вертолеты. Так, с вероятностью не ниже 0,5 дальность обнаружения вертолета на высоте 15 м, составляет 16-17 км, а перехода на его автосопровождение — 11-16 км. При этом зависший в воздухе вертолет может быть обнаружен за счет вращающегося несущего винта.

Кроме того, обе РЛС имеют защиту от воздействия радиоэлектронных помех противника и могут сопровождать цели в условиях применения им современных противорадиолокационных ракет типа «Харм» и «Стандарт АРМ».

30-мм скорострельный двуствольный зенитный автомат 2А38 предназначен для поражения воздушных и наземных легкобронированных целей противника, а также для борьбы с его живой силой на поле боя. Он имеет общее ленточное питание и один стреляющий механизм ударного типа, который обеспечивает поочередную стрельбу левым и правым стволом. Дистанционное управление стрельбой осуществляется электроспуском. Охлаждение стволов в зависимости от температуры окружающего воздуха производится водой или антифризом. Круговой обстрел цели осколочно-фугас-но-зажигательными и осколочно-трассирую-щими снарядами возможен при углах возвышения стволов от -9° до +85°. Боекомплект снарядов в лентах составляет 1936 шт.

Автоматы отличаются высокой надежностью и износостойкостью ствола в различных условиях эксплуатации. При общем темпе стрельбы 4060-4810 выстр./мин и начальной скорости снарядов 960-980 м/с, они безотказно работают при температуре от -50° до +50°С и обледенении, в осадках и запылении, при стрельбе с сухими (обезжиренными) деталями автоматики без чистки и смазки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом 200 патронов на автомат. В таких условиях без смены стволов может быть произведено не менее 8000 выстрелов (при стрельбе по 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов).

Zur 9M311

Головная часть ЗУР 9М311 в транспортном контейнере

Твердотопливная ракета 9М311 может поражать различные типы оптически видимых скоростных и маневрирующих воздушных целей при стрельбе с короткой остановки и с места на встречных и догонных курсах. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления, ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования. Двигатель за 2,6 с после старта разгоняет ракету до скорости 900 м/с. Для предотвращения задымления линии оптического сопровождения ракеты она летит к цели по дугообразной траектории со средней скоростью 600 м/с и располагаемой перегрузкой около 18 единиц. Отсутствие маршевого двигателя обеспечило надежное и точное наведение ЗУР, снизило ее массу и габариты, упростило компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения.

Высокие точностные характеристики обеспечивают прямое попадание ракеты в цель с вероятностью около 60%, что позволяет использовать ее, при необходимости, для стрельбы по наземным или надводным целям. Для их поражения на ракете установлена осколочно-стержневая БЧ массой 9 кг с контактным и неконтактным (лазерный, радиус срабатывания до 5 м) взрывателями. При стрельбе по наземным целям второй перед стартом ракеты отключается. Боевая часть оснащена стержнями (длина около 600 мм, диаметр 4-9 мм), размещенных в своеобразной «рубашке» из готовых осколков-кубиков весом 2-3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты.

При высоком уровне автономности «Тунгуска» может успешно действовать и под управлением вышестоящего командного пункта. В зависимости от условий обстановки и типа целей ЗСУ способна вести боевую работу в автоматическом, полуавтоматическом, ручном или инерционном режимах.

Все средства и системы ЗСУ «Тунгуска» размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-352 производства Минского тракторного завода. По целому ряду своих показателей оно унифицировано с шасси известной зенитной ракетной системы «Тор».

В корпусе шасси размещены силовая установка с трансмиссией, ходовая часть, электрооборудование бортовой сети, средство автономного электроснабжения, средства жизнеобеспечения, связи, системы коллективной защиты, противопожарного оборудования, приборы наблюдения с системой стеклоочистки, индивидуальный комплект запасных частей и принадлежностей. Основная часть всего оборудования установлена в отделении управления (левая носовая часть корпуса), где находится механик-водитель, в моторно-трансмис-сионном отделении (кормовая часть корпуса), а также в отсеках жизнеобеспечения и противопожарного оборудования, аккумуляторных батарей, системы автономного электроснабжения (САЭС), ГТД и других.

При массе около 24400 кг ГМ-352 обеспечивает работоспособность ЗСУ «Тунгуска» при температуре окружающего воздуха от -50° до +50° С, запыленности окружающего воздуха до 2,5 т/м3, относительной влажности 98% при температуре 25° С и на высотах до 3000 м над уровнем моря. Ее габаритные размеры по длине, ширине (по подкрылкам) и высоте (при номинальном дорожном просвете в 450 мм) не превышают 7790, 3450 и 2100 мм соответственно. Максимальный дорожный просвет может составлять 580+10-20 мм, минимальный -180+5-20 мм.

Dvigatel ZSU

Двигатель ЗСУ «Тунгуска» вид слева

Силовая установка представляет собой двигатель с обслуживающими его системами (топливной, воздухоочистки, смазки, охлаждения, подогрева, пуска и выпуска). Она обеспечивает движение ЗСУ «Тунгуска» со скоростью до 65, 52 и 30 км/час по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью соответственно. В качестве силовой установки ЗПРК «Тунгуска» используется дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84М30, установленный в моторно-трансмис-сионном отделении и способный развивать мощность до 515 кВт.

Гидромеханическая трансмиссия (ГМТ — механизм поворота, два бортовых редуктора с тормозами, связующие детали и узлы) обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим валам бортовых редукторов, изменение тягового усилия на ведущих колесах и скорости движения в зависимости от дорожных условий, движение задним ходом при неизменном вращении коленчатого вала двигателя, его отсоединение от бортовых редукторов при пуске и работе на остановках, а также от гидротрансформатора при прогреве двигателя. Гидрообъемный механизм поворота и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц позволяет вести стрельбу в движении без снижения скорости.

В трансмиссии установлена коробка передач планетарного типа с четырьмя передачами вперед и реверсированием по всем передачам на заднем ходу. Для плавного их включения используется гидравлический механизм золотникового типа, который дублируется механическим при включении второй передачи и заднего хода.
Ходовая часть ГМ-352 состоит из гусеничного движителя и гидропневматической подвески с изменяемым клиренсом, обеспечивающих высокую проходимость, скорость и плавность движения по пересеченной местности. Применительно к одному борту она включает шесть двойных обрезиненных опорных катков, три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Верхняя часть гусениц с обоих бортов прикрыта неширокими стальными экранами.

Каждая гусеница состоит из траков, каждый из которых представляет собой штампованную стальную подошву с приваренным к ней гребнем. Регулирование натяжения гусениц осуществляется гидропневматическими механизмами, которые установлены внутри изделия по бортам в носовой части корпуса. Натяжение или ослабление гусениц осуществляется путемперемещения направляющего колеса по дуге. При движении БМ механизмы натяжения обеспечивают подтяжку гусениц, что уменьшает вертикальные колебания их верхних ветвей.

Veduschee koleso

Ведущее колесо (правое)

Ведущие колеса заднего расположения установлены на ведомом валу бортового редуктора. Каждое колесо состоит из ступицы и закрепленных на ней зубчатых венцов по 15 зубьев, рабочие поверхности которых и опорные площадки наплавлены износостойким сплавом. Ведущие колеса левого и правого бортов взаимозаменяемы.

Направляющие колеса расположены по обоим бортам в носовой части гусеничной машины. Каждое колесо состоит из двух одинаковых штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. Для предохранения дисков от износа гребнями гусениц имеются реборды. Колесо симметричное и может быть перевернуто при износе реборды наружного диска.

Опорные катки (алюминиевые двухбандаж-ные с массивными шинами 630×170) воспринимают вес изделия и передают его через гусеницы на грунт. Каждый каток — двухрядный, состоит из двух обрезиненных штампованных алюминиевых дисков, напрессованных на стальное кольцо и соединенных между собой болтами. На торцах дисков закреплены реборды для предохранения от износа резиновых шин и дисков от воздействия гребней гусеницы.

Поддерживающие ролики (алюминиевые однобандажные с массивной шиной диаметром 225 мм) обеспечивают поддержание верхних ветвей гусениц и уменьшают колебания при их перематывании. На каждом борту корпуса изделия установлено по три катка. Все катки од-ношинные с обрезиненным ободом и взаимозаменяемы.

Система подрессоривания (гидропневматическая, независимая, по 6 съемных блоков на каждом борту) состоит из 12 независимых съемных блоков подвески и ограничителей хода опорных катков. Блоки подвески крепятся к корпусу изделия болтами и соединяются с системой регулирования положения корпуса трубопроводом.
Система регулирования положения корпуса (гидравлическая с дистанционным управлением) обеспечивает изменение дорожного просвета, придает корпусу дифферент, натяжение и ослабление гусениц.

В качестве первичных источников питания силовой установки используются стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ-70М, соединенные параллельно, с номинальным напряжением 24 В и емкостью 70 А«ч каждая. Общая емкость батарей — 280 А»ч.

В общем случае автономная боевая работа ЗСУ «Тунгуска» по воздушным целям происходит следующим образом.
СОЦ осуществляет круговой обзор и передачу данных о воздушной обстановке ССЦ, которая осуществляет захват и последующее автосопровождение выбранной для обстрела цели. Ее точные координаты (с ССЦ) и дальность (с СОЦ), а также углы качки и курса ЗСУ (с системы их измерения) поступают в бортовую вычислительную систему.

При стрельбе пушками ЦВС определяет зону поражения и решает задачу встречи снаряда с целью. При постановке противником мощных радиоэлектронных помех цель по дальности может сопровождаться вручную, с использованием СОЦ или ЦВС (режим инерционного сопровождения), по угловым координатам — с использованием оптического прицела или ЦВС (инерционный режим).

При стрельбе ракетами цель и ЗУР по угловым координатам сопровождаются оптическим прицелом. Их текущие координаты поступают в ЦВС, которая вырабатывает команды управления, поступающие через передатчик на ракету. Для исключения попадания в поле зрения оптического прицела тепловых помех ракета летит в стороне от линии визирования цели и выводится на нее за 2-3 с до встречи с ней. За 1000 м от цели по команде с ЗСУ на ракете взводится лазерный взрыватель. При прямом попадании в цель или пролете на удалении до 5 м от нее БЧ ракеты подрывается. В случае промаха ЗСУ автоматически переводится в готовность к пуску очередной ракеты. При отсутствии в ЦВС информации о дальности до цели ЗУР сразу выводится на линию ее визирования, взрыватель взводится через 3,2 с после старта, а ЗСУ приводится в готовность к пуску очередной ракеты по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Punkt upravleniya_thumb

Пункт управления ППРУ-1М

Организационно несколько ЗПРК «Тунгуска» состоят на вооружении зенитной ракетно-артиллерийской батареи зенитного дивизиона танкового (мотострелкового) полка или бригады. В качестве батарейного командирского пункта (БКП) может использоваться пункт управления ПУ-12М или унифицированный батарейный командный пункт (УБКП) «Ранжир», которые находятся в сети управления КП зенитного дивизиона. В качестве последнего, как правило, используется подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 (ППРУ-1М).

Podvigniy punkt upravleniya

Подвижный пункт управления ППУ-12

ЗПРК «Тунгуска» неизменный участник многочисленных выставок современных вооружений и активно предлагается на продажу другим странам при средней стоимости одного комплекса в пределах 13 миллионов долларов.

Около 20 ЗСУ «Тунгуска» использовались в боевых действиях в Чечне для стрельбы по наземным целям в ходе огневой поддержки войск. Тактика их действий состояла в том, что ЗСУ находились в укрытии и после получения точного целеуказания выходили из него, открывали внезапный огонь длинными очередями по предварительно разведанным целям, а затем вновь возвращалась в укрытие. При этом не было потерь боевой техники и личного состава.

ZSU Tunguska vedet ogon

ЗСУ «Тунгуска» ведет огонь

В 1990 году на вооружение принимается модернизированный вариант комплекса «Тунгуска-М» (2К22М). В отличие от «Тунгуски» на ней были установлены новые радиостанции и приемник для связи с УБКП «Ранжир» (ПУ-12М) и ППРУ-1М (ППРУ-1), а также газотурбинный двигатель агрегата электропитания боевой машины с повышенным до 600 час (вместо 300 час) ресурсом работы.

ЗСУ «Тунгуска-М» в 1990 г. прошла государственные полигонные испытания и в этом же году принята на вооружение.

Дальнейшим этапом модернизации ЗСУ является «Тунгуска-М1», впервые показанная на оружейной выставке в Абу-Даби в 1995 году и принятая на вооружение в 2003 году. Главными ее отличиями являются: автоматизация процесса наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом, применение новой ракеты 9М311М с радиолокационным взрывателем и импульсной лампой вместо лазерного взрывателя и трассера соответственно. В этом варианте ЗСУ вместо белорусской ГМ-352 используется новая ГМ-5975, созданная производственным объединением (ПО) «Метровагонмаш» в г. Мытищи.

Шасси ГМ-5975 при массе в 23,8 т и предельной нагрузке до 11,5 т обеспечивает движение ЗСУ со скоростью до 65 км/час при среднем удельном давлении на грунт не более 0,8 кг/см2. База шасси достигает 4605 мм, дорожный просвет — 450 мм. В качестве силовой установки используется многотопливный дизель с жидкостным охлаждением мощностью 522 (710)-618 (840) кВт (л.с). Запас хода по топливу при полной заправке составляет не менее 500 км. Характеристики шасси обеспечивают его эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С, относительной влажности воздуха 98% при температуре +35°С и его запыленности в движении до 2,5 г/м3. На новом шасси установлена микропроцессорная система диагностики и автоматического переключения передач.

Tunguska-na-ucheniyah

Тунгуска на учениях

 

 Сравнительные характеристики ЗСУ «Тунгуска» и ЗСУ «Тунгуска М-1»
Тунгуска
Тунгуска М-1
 Страна изготовитель
СССР
Россия
 Год принятия на вооружение
1982
2003
 Зона поражения
 по дальности
2,8-8\ до 4
по высоте
0,015-3,5\ до 4
0,015-3,5\ до 4
Вероятность поражения цели одной ЗУР\ЗА
 самолета
0,45-0,7\0,32-0,72
0,45-0,75\0.3-0,74
вертолета
0,7-0,75\0,4-0,7
0,7-0,75\0,4-0,7
Максимальная скорость поражаемых целей
навстречу\вдогон, м\с
450
до 500
Время реакции, с
до 10
до 10
Тип ЗУР
9М311
9М311
Масса ЗСУ в боевом положении, т
до 34
до 35
Масса ЗУР\ с контейнером, кг
42\57
42\57
Масса боевой части ЗУР, кг
9
9
Время перевода в боевое положение, мин
до 5
до 5
Время непрерывной работы, ч
до 24
до 24

 

Еще статьи о ЗПРК «Тунгуска»:

Как создавался ЗПРК «Тунгуска»

Чистильщики неба

ЗПРК «Тунгуска» ведет бой по всем правилам





✏ Оставить комментарий

               




  • Архивы