Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 9-я

12.01.2017

samolet

Российская Федерация. Истребительная авиация

Вооружённые силы Российской Федерации (ВС РФ) были созданы 7 мая 1992 года на основе бывших ВС СССР. Наша страна как правопреемник Советского Союза унаследовала большую часть техники и вооружения Советской Армии, и осталась единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. Как известно, к 1991 году в СССР было накоплено огромное количество оружия, в полной мере это относилось и к системам ПВО.

Краткие сведения о количественном и качественном составе ПВО СССР и истребительной авиации приведены в первой части обзора.

Безусловно, содержать горы оружия, доставшиеся ВС РФ, было весьма накладно, тем более что значительная часть вооружения была устаревшей и сильно изношенной, а в государстве на фоне неразберихи и утраты хозяйственно-экономических связей наблюдался обвальный спад экономики и ощущался острейший дефицит финансов. В этих условиях началось массовое сокращение частей и соединений и списание техники вооружения. В начале 90-х многим на фоне «торжества демократии» казалось, что после падения «железного занавеса» и окончания «холодной войны» исчезнут все противоречия между странами и угроза вооруженного конфликта России с США и НАТО канула в небытие. Отсутствие оценки реальных рисков, чрезмерное доверие к обещаниям «западных партнёров», недальновидность и корыстолюбие нашего высшего политического и военного руководства — всё это привело к тому, что через десять лет после обретения Россией «независимости», наш оборонный потенциал рухнул вниз в несколько раз.

В полной мере это коснулось ВВС и ПВО. В результате раздела советского наследия Россия получила около 65% личного состава и около 50% авиационной техники, РЛС и ЗРК. В середине 90-х началось массовое сокращение истребительных авиаполков, до этого охранявших наши воздушные рубежи. В первую очередь ликвидации подлежали авиаполки, летавшие на Су-15ТМ, МиГ-21«бис», МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23П/МЛ/МЛД. При этом техника передавалась «на хранении», а личный состав увольнялся или переводился в другие части.

Те, кто служил в вооруженных силах в 90-е, прекрасно помнят, какой ущерб был нанесён нашей обороноспособности. Как уничтожались дорогостоящие капитальные оборонные объекты, жилые городки и аэродромы. Истребители ликвидированных иап через несколько лет «хранения» под открытым небом и зачастую без охраны превращались в металлолом. Особенно обидным было то, что часть уничтоженной авиатехники была сравнительно новой и могла бы без проблем использоваться ещё 10-15 лет. Это относиться к достаточно современным по меркам 90-х годов истребителям МиГ-23МЛД. Сейчас мало кто помнит, но до появления в СССР МиГ-29 и Су-27, только истребитель третьего поколения МиГ-23МЛД мог более или менее на равных противостоять американским самолётами четвёртого поколения. В 1990 году в Войсках ПВО СССР, без учета ВВС имелось более 800 МиГ-23. Но в рамках концепции борьбы с аварийностью МО РФ отказалось от однодвигательных истребителей.

mig-23

В случае модернизации БРЭО и вооружения истребители МиГ-23МЛД могли бы и сейчас успешно использоваться в качестве перехватчиков ПВО. Пилоты НАТО, которым довелось пилотировать «двадцать третий», восторженно отзывались о его разгонных характеристиках.

Конец 90-х начало 2000-х запомнился тем, что в условиях дефицита авиационного топлива большинство пилотов имели критически малый годовой налёт что, безусловно, сказалось на боеспособности ВВС в целом. В 2000-е уже при нынешнем высшем политическом руководстве, продолжилась «оптимизация» и «модернизация» вооруженных сил. Как и раньше, ликвидировались истребительные авиаполки и аэродромы. Особенно сильно это коснулось районов страны расположенных за Уралом. В качестве примера «успешной оптимизации» можно привести Дальний Восток. Так в настоящее время огромную территорию защищают три истребительных авиаполка: 865-й отдельный истребительный авиаполк (Елизово) входящий в состав авиации ТОФа на МиГ-31, 23-й иап (Дземги, Комсомольск-на-Амуре) на Су-27СМ, Су-30М2, Су-35С, 22-й иап («Центральная Угловая», в 9 км юго-западнее международного аэропорта «Владивосток») — Су-35С, Су-27СМ, Су-27УБ, МиГ-31БСМ, Су-30М2. При этом 865-й авиаполк на Камчатке таковым может считаться лишь условно, едва ли в нём наберётся полтора десятка исправных перехватчиков.

Площадь Дальнего Востока России составляет 6 169 329 км², что составляет более 36 % площади всей страны. В общей сложности на аэродромах ДФО базируется примерно 100 истребителей. Достаточно ли этого для защиты такой территории, пусть каждый решает сам.

В 2015 году Военно-воздушные силы и войска ПВО были объединены с войсками Воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил — Воздушно-космические силы.

Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре начали формироваться с 2008 года, когда в вооруженных силах приступили к созданию «нового облика». Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. В 2009-2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными. Стягивание самолётов нескольких зачастую разнородных авиаполков на одну авиабазу мотивировалось «оптимизацией» расходов. При этом деятелей в правительстве и в руководстве МО не волновало, что авиатехника сосредоточенная на немногочисленных авиабазах крайне уязвима для внезапного упреждающего удара, а брошенные аэродромы очень скоро становиться непригодными для использования. После скандального смещения с должности министра обороны Анатолия Сердюкова, начался частичный возврат к проверенным временем организационно-штатным структурам. Всего по состоянию на 2015 год имелось 32 истребительных аэ: 8 — МиГ-29 , 8 — МиГ-31 , 12 — Су-27, 2 — Су-30СМ и 2 — Су-35. При этом истребители МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 представлены разными модификациями, существенно отличающимися по своим боевым возможностям.

Вообще, в ВКС РФ ситуация с истребителями, способными осуществлять перехват воздушных целей, во многом тревожная. Формально по количеству состоящих на вооружении самолётов и вертолётов ВВС России уступают только ВВС США. Согласно данным, опубликованным в журнале Flight International, в ВВС России имеется немногим более 3500 летательных аппаратов, что составляет 7% от общего количества всех существующих в мире военных самолетов и вертолётов. Согласно экспертным оценкам, на вооружении с учётом находящихся «на хранении» состоит более 700 истребителей. При этом стоит понимать, что большая часть техники «на хранении» — это машины с выработанным ресурсом, без каких-либо шансов вернуться в строй.

Когда-то МиГ-29 был самым массовым истребителем 4-го поколения в наших ВВС, но за 15 последних лет численность самолетов этого типа сократилась втрое: это объясняется как коррозией и износом планера, вынуждающими постепенно списывать эти лёгкие истребители, так и сильным лобби ОКБ «Сухого» в лице Михаила Погосяна, который проталкивал свои самолеты на вооружение наших ВВС. По данным Military Balance, в строевых полках ВВС РФ уже не осталось МиГ-29 модификации 9-12.

С начала 90-х численность тяжелых перехватчиков МиГ-31 сократилась с 400 самолетов до 130. МиГ-31 — во многом уникальный по своим возможностям перехватчик, но при этом дорогой, сложный в эксплуатации и управлении и довольно аварийный. Но, с другой стороны, МиГ-31 имеет ряд преимуществ над другими истребителями: на нём установлена мощнейшая РЛС, по характеристикам приближающаяся к тем, что стоят на самолетах ДРЛО; дальнобойные ракеты, огромная скорость полета. Самолет способен обнаруживать и перехватывать летящие на малых и сверхмалых высотах крылатые ракеты и самолеты противника. Предполагается, что модернизированный самолет получит новую РЛС «Заслон-М», способную обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и поражать на 280 км. Полностью будет изменено прицельное оборудование и оснащение кабин. В качестве «главного калибра» модернизированный перехватчик должен получить новые дальнобойные УР Р-37.

mig-31

Информация о модернизации МиГ-31 достаточно противоречивая. Официальные лица, курирующие оборонку, заявляли, что до 2020 года на предприятиях ОАО «Сокол» и ОАО «514 авиационный ремонтный завод» должно быть капитально отремонтировано и модернизировано 113 перехватчиков. В конце 2015 года число модернизированных МиГ-31, с учетом самолетов прошедших модернизацию до 2012 года, в ВВС достигло 73 единиц. В 2016 году ожидается поступление 22 модернизированных перехватчиков. По данным Минобороны, в составе ВВС планируется оставить 40 МиГ-31 в модификациях ДЗ и БС, ещё 60 МиГ-31 будет модернизировано до версии БМ. Остальные МиГ-31 планируют списать. Количество запланированных к модернизации МиГ-31 примерно соответствует числу перехватчиков находящихся на данный момент в строевых частях.

МиГ-31 является достаточно узкоспециализированной машиной предназначенной главным образом для борьбы со стратегической авиацией на дальних подступах и с крылатыми ракетами. Костяк истребителей способных выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе составляют Су-27 различных модификаций. В строевых частях имеется около 180 истребителей данной модели. Из них наиболее «продвинутыми» являются 47 Су-27СМ и 12 Су-27СМ3. Поставки Су-27СМ в строевые части начались после 2005 года. Самолёты модификаций Су-27СМ и Су-27СМ3 до появления Су-30СМ и Су-35С являлись наиболее совершенными истребителями завоевания превосходства в воздухе в наших ВВС.

Основными перспективными направлениями развития истребительной авиации являются поддержание и наращивание боевых возможностей за счет проведения модернизации существующих самолетов и закупки новых машин (Су 30СМ/М2, Су 35С), а также создание перспективного авиационного комплекса ПАК-ФА, испытания которого идут с 2010 года.

su-30sm

Су-30СМ на аэродроме Дзёмги

Что касается Су-30, то в ВВС поставляются истребители Су-30М2, построенные на КнААЗ в Комсомольске-на-Амуре, и Су-30СМ постройки ИАЗ в Иркутске. Считается, что Су-30М2 в основном предназначен для замены подлежащих списанию «спарок» Су-27УБ, в то время как Су-30СМ оснащён более совершенным БРЭО и имеет широкую номенклатуру вооружения. В настоящее время промышленность в рамках гособоронзаказа поставила более 60 Су-30СМ и более 20 Су-30М2. В 2016 году заключён контракт на поставку 28 Су-30СМ для ВКС России. Всего к 2020 году в ВС РФ должно быть передано до 180 Су-30М2/СМ. Помимо ВВС, поставки многофункциональных Су-30СМ ведутся также в авиацию ВМФ, где они заменяют Су-24 и используются в целях обеспечения ПВО военно-морских баз.

В 2009 году копания «Сухой» заключила соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года. До 2021 года ВВС должны получить ещё 50 самолётов. В настоящее время истребители Су-35С состоят на вооружении в 22-м иап базирующемся на аэродроме «Центральная Угловая» (11 самолётов), и в 23-м иап на аэродроме «Дзёмги» (более 20 самолётов). Кроме того истребители Су-35С имеются в испытательных центрах и в центрах боевой подготовки. В феврале 2016 года было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии 4 истребителя Су-35С.

По своим характеристикам, кроме технологии малой заметности и АФАР, Су-35С удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения. По мнению ряда экспертов, Су-35С до начала массовых поставок и освоения ПАК-ФА должен стать промежуточным типом, который может успешно противодействовать иностранным истребителям 5-го поколения. Однако до недавнего времени имеющиеся в строевых частях Су-35С могли вести только ближний воздушный бой, что во многом обесценивало этот, безусловно выдающийся истребитель.

Данная информация не относиться к категории «закрытой», но в провластных СМИ она не озвучивается. Всё дело в том, что «светлые головы» в правительстве заручившись поддержкой президента, решили вести производство новейших ракет воздушного боя на предприятиях «братской» Украины. В производстве перспективных УР в кооперации с российскими предприятиями должны были быть задействованы киевское НПО «Луч» и ГАХК «Артём». В итоге после известных событий на Украине российские Су-35С остались без ракет средней дальности. Для исправления этой ситуации в 2015 году потребовалось вмешательство министра обороны Сергея Шойгу. На селекторном совещании, прошедшем в мае 2015 года в новом центре управления обороной страны им было заявлено следующее, цитата:

«Основная задача на этот год — обеспечить качественное проведение испытаний вооружения данного самолета и доведение его характеристик до требований тактико-технического задания».

su-35-r-27

В конце декабря 2015 года на центральных телевизионных каналах с большой помпой было сообщено о том, что Су-35С из состава 23-го истребительного авиаполка на аэродроме «Дземги» (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа впервые приступили к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне. При этом в телевизионном репортаже можно было разглядеть, что на истребитель были подвешены только старые ракеты средней дальности Р-27 и ракеты ближнего боя Р-73. Понятно, что с таким вооружением вопреки требованию министра обороны Су-35С не в состоянии реализовать весь заложенный в него потенциал. Данный состав вооружения можно считать вынужденной, временной мерой. Тем более что производство последних модификаций Р-27 было тоже локализовано на Украине.

su-35s_170

Только в апреле 2016 года на телеканале «Звезда» были показаны кадры, демонстрирующие истребители Су-35С из состава 23-го истребительного авиационного полка на аэродроме «Дземги» несущие боевое дежурство с подвешенными новейшими ракетами класса «воздух — воздух» средней дальности РВВ-СД («изделие 170-1») с активными радиолокационными головками самонаведения. Экстренное налаживание производства современных ракет в России потребовало героических усилий производственников и значительных капитальных вложений.

Другой проблемой Су-35С стала большая доля импортных комплектующих. До введения против нашей страны западных санкций это не казалось большой проблемой. Ранее с самых высоких трибун неоднократно заявлялось, что Россия является «энергетической сверхдержавой» и частью глобальной мировой экономики, и нет никакой необходимости производить всё у себя. Возможно, это утверждение справедливо в отношении ширпотреба, но в части производства современных вооружений такая политика является абсолютно ошибочной и недальновидной. В середине 2015 года в Объединенной авиастроительной корпорации отказались комментировать ситуацию, заявив: «Проблем с производством Су-35С у нас нет». В то же время источник, близкий к корпорации «Сухой», пояснил, что ряд комплектующих этого самолета не удастся заменить никогда, цитата:

«В основном там из иностранных компонентов идет всякая «рассыпуха»: арматура, крепёж, регулировочные насосики и так далее. Они копеечные, но нужно время, чтобы начать их делать здесь. Но проблема не в них, а в электронной элементной базе, которую никто даже не собирается у нас производить. Ряд микросхем мы не сможем заменить ничем, поэтому придется их закупать в готовом виде. Это опасно, потому, что они хоть и производятся в странах Азии, но разработаны в западных странах, в первую очередь в США. И никто не может гарантировать, что там нет каких-то закладок и прочей ерунды».

Забавным в этой ситуации стал факт, что, несмотря на обострившиеся отношения между странами, поставки комплектующих с Украины не прекратились и о замене украинских деталей пока речи также не идет, поскольку проблем с ними нет: украинцы продолжают поставки, хотя официально и разорвали сотрудничество с Россией. Но понятно, что параллельно с закупками за рубежом надо начинать разрабатывать и производить российские аналоги. Поскольку неизвестно как ситуация сложится дальше, ведь в западных странах всё громче раздаются голоса о необходимости ужесточения режима санкций, а то вовсе полной международной изоляции России. Тем более что проблема с импортными комплектующими существует не только для Су-35С.

Несмотря на серьёзные объёмы поставок новых самолётов, с учётом предстоящего списания выработавших свой ресурс машин, парк истребителей в ВКС РФ в ближайшие несколько лет может сократиться до 600 единиц. В течение 5-7 лет по причине износа будет списано до 30% нынешнего списочного состава. Во многом это будет лишь оформлением уже свершившегося факта. Не секрет, что например значительная часть легких истребителей МиГ-29 находится не в лётном состоянии из-за коррозии планера.

В прошлом сокращение числа перехватчиков МиГ-31 планировалось компенсировать после начала массовых поставок ПАК ФА. В 2012 году озвучивалось, что ПАК ФА до 2020 года планируется закупить более 50 шт. Но уже сейчас ясно, что эти планы подвергнуться существенной корректировке в сторону уменьшения. Буквально несколько дней назад заместитель министра обороны Юрий Борисов на встрече с журналистами в Рыбинске (Ярославская область) заявил:

«У нас есть Су-35 (самолеты поколения 4++). У него очень хорошие возможности, которые долгое время будут востребованы. Не все выжато из этой машины. Мы будем продолжать испытания Т-50. Не исключаю, что могут быть пересмотрены первоначальные планы его закупки».

По информации, просочившейся в СМИ, военные заказали только 12 истребителей, и после ввода их в эксплуатацию определятся с тем, сколько самолетов данного типа смогут себе позволить, хотя ранее твердо рассчитывали приобрести 52 самолета. Очевидно, что это связано с финансовыми ограничениями в условиях экономического кризиса и неготовность ряда узлов, БРЭО и систем вооружения комплекса ПАК ФА.

Стоит понимать, что даже самые совершенные истребители нуждаются в наведении и координации действий. С 1989 года на вооружении состоит самолёт ДРЛО и У А-50. Он может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов и штабов о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом. Самолёты ДРЛО незаменимы для своевременного обнаружения низколетящих воздушных целей на фоне земли. В составе ВКС РФ имеется 15 самолётов ДРЛО А-50, недавно их дополнили 4 модернизированных А-50У.

a-50u

Самолёт ДРЛО А-50У

Первый А-50У был поставлен в 2011 году. На постоянной основе российские «летающие радары» базируются в европейской части страны. На Дальнем Востоке они появляются очень редко, только во время проведения крупных учений.

Продолжение следует…

По материалам:

https://topwar.ru/102162-sovremennoe-sostoyanie-pvo-stran-byvshih-sovetskih-soyuznyh-respublik-chast-9-ya.html

Сергей Линник

Статьи из этой серии:

Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 1-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 2-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 3-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 4-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 5-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 6-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 7-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 8-я

Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 10-я

Читаем также:





✏ Оставить комментарий

               




  • Архивы