Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 2-я

07.12.2016

samolet


Система ПВО Украины. 

После распада Советского Союза на Украине осталась мощная группировка сил ПВО, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом противовоздушных средств обладала только Россия. В 1992 году воздушное пространство УССР защищали два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО. Кроме того, на территории Украины находился 28-й корпус ПВО 2-й отдельной армии ПВО. В состав 8-й армии ПВО входили: 10 истребительных и 1 смешанный авиаполк, 7 зенитно-ракетных бригад и полков, 3 радиотехнические бригады и полк. На вооружении истребительных авиаполков состояли перехватчики: Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД. С конца 80-х несколько авиаполков находились в процессе перевооружения на новую технику. Истребители Су-27 успели получить 136 гв.иап и 62 иап. Всего Украине после раздела советского имущества досталось более 2800 летательных аппаратов различного назначения, из них 40 Су-27 и более 220 МиГ-29.В 1992 году Украина имела четвёртый по численности в мире парк боевых самолётов, уступая по этому показателю лишь США, России и Китаю. Подготовка кадров для войск ПВО осуществлялась в Высшей инженерной радиотехнической академии в Харькове, в Высшем зенитно-ракетном командном училище в Днепропетровске и в Учебном полку в Евпатории, где готовили младших специалистов.

В 1991 году в состав 8-й армии ПВО входили 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в которых имелось 132 зенитно-ракетных дивизиона. Это количество зенитных дивизионов сравнимо с нынешним числом зрдн в ВКС России. Структура и вооружение ЗРВ, размещённых на Украине, были аналогичны принятым в Войсках ПВО СССР. На вооружении зрдн 8-й армии ПВО состояли ЗРК: С-75М2/М3, С-125М/М1, С-200А/В и С-300ПТ/ПС.

armiya-pvo

Боевой состав соединений 8-й отдельной армии ПВО

В Василькове, Львове, Одессе, Севастополе и Харькове были развёрнуты радиотехнические бригады, в составе которых имелись радиотехнические батальоны и отдельные радиотехнические роты, где эксплуатировалось более 900 РЛС: 5Н84А, П-80, П-37, П-15У, П-18, 5Н87, 64Ж6, 19Ж6, 35Д6 и радиовысотомеры: ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17. Кроме радиолокаторов, которые обладали большей или меньшей степенью мобильности, на Украине функционировало несколько чисто стационарных станций 44Ж6 (стационарный вариант РЛС «Оборона-14») и 5Н69 (СТ-67). Все средства РТВ ЗРВ и ИА ПВО связывали в единое тактическое целое новейшие в то время системы АСУ «Основа», «Сенеж» и «Байкал». В украинской сети ПВО, унаследованной от Советского Союза после его распада, средства обнаружения и ЗРК были организованы так, чтобы они могли защищать стратегически важные объекты и географические регионы. В их числе промышленные и административные центры: Киев, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Одесса и до недавнего времени Крымский полуостров. Во времена СССР ЗРК были размещены вдоль западной границы и по всей Украине.

5n69-st-67

РЛК СТ-67

Однако большая часть этого советского наследия оказалась для самостийной Украины излишней. К 1997 году перехватчики: МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД и Су-15ТМ были списаны или переданы «на хранение». А значительная часть современных МиГ-29 оказалась выставленной на продажу. С момента обретения независимости Украина экспортировала около 240 самолётов и вертолётов военного назначения. Из них более 95% — это машины, доставшиеся при разделе советских ВВС и ПВО. Из новых самолётов на экспорт строились лишь транспортные Ан-32 и Ан-74. Через 20 лет независимости количество боевых самолётов, способных эффективно перехватывать воздушные цели и выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе, сократилось многократно. Так, в 2012 году в лётном состоянии находилось 16 Су-27 и 20 МиГ-29, хотя в истребительной авиации формально числилось 36 Су-27 и 70 МиГ-29. По данным ежегодного отчёта «Flightglobal Insight’s World Air Forces 2015», количество самолётов и вертолётов украинских ВВС, находящихся в лётном состоянии, не превышает 250 единиц.

aerodromy

Схема размещения аэродромов постоянного базирования украинских истребителей

Украинские истребители базируются на аэродромах: Васильков, Киевская область (40-я бригада тактической авиации), Миргород, Полтавская область (831-я бригада тактической авиации), Озёрное, Житомирская область (9-я бригада тактической авиации), Ивано-Франковск, Ивано-Франковская область (114-я бригада тактической авиации). После начала АТО было объявлено о восстановлении ранее неиспользуемых аэродромов: Коломые в Ивано-Франковской области и Канатово в Кировоградской области.

В наследство от СССР, помимо авиазаводов в Киеве и Харькове, Украине достались два авиаремонтных предприятия: Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт» и Львовский государственный авиаремонтный завод. Имея значительную задолженность за потреблённые энергоносители, Украина не могла себе позволить закупку новых истребителей и в начале 2000-х стали предприниматься определённые попытки модернизации имеющихся. С модернизацией МиГ-29 помог случай, в конце 2005 года Украина заключила с Азербайджаном контракт на поставку 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ из состава ВВС. При этом, согласно условиям контракта, самолёты должны были пройти восстановительный ремонт и модернизацию.

Таким образом, на Украине получили возможность опробовать «на практике» теоретические наработки по программе «малой модернизации» МиГов. Работы по модернизации украинских МиГ-29 (модификация 9.13) начались на Львовском авиаремонтном заводе в 2007 году. Первые три модернизированных истребителя были сданы ВВС в 2010 году. Модернизированные самолёты получили обозначение МиГ-29УМ1. В ходе модернизации, помимо работ по продлению ресурса, устанавливались новые средства навигации и связи, которые отвечают требованиям ИКАО. Модернизация БРЛС с планируемым повышением примерно на 20% дальности обнаружения по сравнению с первоначальными данными не состоялась. Для достижения необходимых характеристик необходимо создавать (или покупать у российского «Фазотрона») новую станцию, что в современных условиях, конечно, невозможно. В украинских СМИ сообщалось о 12 запланированных к модернизации МиГах. Непонятно, идёт ли речь о машинах, предназначенных для собственных ВВС или иностранных заказчиков. Так, уже после начала вооруженного конфликта на востоке страны истребитель МиГ-29 после ремонта на Львовском авиаремонтном заводе убыл в Республику Чад.

mig-29

Истребитель МиГ-29 «на хранении» на Львовском авиаремонтном заводе

Модернизация Су-27 затянулась, первый самолёт прошедший ремонт и «малую» модернизацию, был передан ВВС Украины Запорожским авиаремонтным заводом в феврале 2012 года. А в середине апреля 2012 года был завершён капитальный ремонт ещё одного Су-27. На сегодняшний день известно о шести модернизированных Су-27 П1М, Су-27С1М и Су-27УБМ1. Они поступили в полки, базирующиеся на аэродромах в Миргороде и Житомире. По своим возможностям украинские МиГ-29 и Су-27 существенно уступают аналогичным истребителям модернизированным в России. Вообще боеспособность украинской истребительной авиации низка, а будущее туманно. Украина и раньше обладала весьма ограниченными возможностями по поддержанию в боеспособном состоянии своих ВВС, а после дестабилизации ситуации в стране и фактического начала гражданской войны этих возможностей стало ещё меньше. Из-за нехватки ресурсов (керосина, запчастей и квалифицированных специалистов) большая часть украинской истребительной авиации оказалась прикована к земле. В ходе АТО, проводимой вооруженными силами на востоке Украины, два МиГ-29 (оба из состава 114-й бригады тактической авиации, Ивано-Франковск) были сбиты.

В настоящее время более половины радиолокаторов, ведущих контроль воздушного пространства над территорией Украины, это РЛС советского производства: 5Н84А, П-37, П-18, П-19, 35Д6. Однако также имеется значительное количество достаточно новых станций 36Д6. Строительство радиолокаторов этого типа осуществлялось на Казённом предприятии «Научно-производственный комплекс „Искра“» в Запорожье. Это предприятие является одним из немногих на Украине, чья продукция пользуется устойчивым спросом на мировом рынке и входит в список стратегически важных.

36d6-m

РЛС 36Д6-М

В настоящий момент на «Искре» ведётся производство мобильных трёхкоординатных радиолокаторов обзора воздушного пространства 36Д6-М. Эта станция на данный момент является одной из лучших в своём классе и применяется в современных автоматизированных системах ПВО, зенитно-ракетных комплексах для обнаружения низколетящих воздушных целей, прикрытых активными и пассивными помехами, для управления воздушным движением военной и гражданской авиации. При необходимости 36Д6-М работает в режиме автономного пункта управления. Дальность обнаружения 36Д6-М – до 360 км. Для транспортировки РЛС используются тягачи КрАз-6322 или КрАЗ-6446, станция может быть развернута или свернута в течение получаса. Радиолокаторы этого типа активно поставлялись за рубеж, одним из крупнейших покупателей РЛС 36Д6-М является Индия. Несколько станций до начала вооруженного российско-грузинского конфликта в 2008 году получила Грузия.

Ещё в советское время на НПК «Искра» началась разработка подвижной трёхкоординатной РЛС кругового обзора с фазированной антенной решёткой 79К6 «Пеликан». Однако по причине недостаточного финансирования первый опытный образец был создан только в 2006 году. В этом же году были проведены государственные испытания, а летом 2007 года РЛС 79К6 официально принята на вооружение вооружённых сил Украины. Экспортный вариант получил обозначение 80К6.

80k6m

РЛС 80К6

Станция предназначена для использования в составе войск ПВО и ВВС в качестве информационного звена для контроля и выдачи целеуказания зенитно-ракетным комплексам и автоматизированным системам управления воздушным движением. РЛС размещается на двух КрАЗ-6446. Время развёртывания РЛС составляет 30 минут. Дальность обнаружения высотных воздушных целей – 400 км.

Кроме строительства модернизированной 36Д6-М и создания новой 79К6, на Украине были модернизированы советские РЛС 5Н84, П-18 и П-19. Радиолокатор метрового диапазона 5Н84 является эволюционным вариантом развития РЛС П-14. Украинский вариант 5Н84АМА был принят на вооружение в 2011 году. В ходе модернизации 5Н84 осуществлён переход на модульную конструкцию и новую элементную базу, что позволило повысить надёжность станции и снизить энергопотребление. Увеличилось число рабочих частот и помехозащищённость. Модернизированная РЛС имеет возможность автоматически отслеживать, а также получать данные от других станций. В комплекте с 5Н84АМА предусмотрено использование модернизированных радиовысотомеров ПРВ-13 и ПРВ-16.

В Украине созданы варианты модернизации мобильной РЛС метрового диапазона П-18 с цифровой обработкой и автоматической передачей информации: П-18МУ (принята на вооружение в 2007 году) и П-18 «Малахит» (принята на вооружение в 2012 году). На данный момент в войска поставлено более 12 РЛС. В ходе модернизации ставилась задача повысить точность измерения координат, улучшить защиту от активных и пассивных помех, добиться повышения уровня надежности и срока эксплуатации. РЛС П-18 «Малахит» может отслеживать объекты, скорость которых достигает одной тысячи метров в секунду. Истребитель типа МиГ-29, летящий на высоте 10000 м, станция обнаруживает на расстоянии примерно в 300 километров. Габариты модернизированной версии РЛС значительно уменьшились по сравнению с базовой П-18. Теперь «Малахит» свободно помещается на один КРАЗ и прицеп.

В 2007 году на вооружение поступила модернизированная двухкоординатная РЛС дециметрового диапазона П-19МА. В ходе модернизации станция была переведена на современную твердотельную элементную базу, сопряженную с вычислительными средствами. В результате уменьшилось энергопотребление и увеличилось время наработки на отказ, улучшились характеристики обнаружения, реализована возможность автоматического сопровождения траекторий движения воздушных объектов. Станция обеспечивает прием данных от других РЛС, обмен радиолокационной информацией происходит по любым каналам обмена данных в согласованном протоколе обмена.

zony-prosmotra

Зоны контроля украинских РЛС по состоянию на 2010 год

До начала гражданской войны на Украине над большей частью территории страны существовало сплошное радиолокационное поле. Однако после начала конфликта ситуация существенно ухудшилась, часть техники РТВ, развёрнутой на востоке страны, была уничтожена в ходе боевых действий. Так, утром 6 мая 2014 года в результате нападения на радиотехническое подразделение в Луганской области была уничтожена одна радиолокационная станция. Следующие потери РТВ понесли 21 июня 2014 года, когда в результате обстрела из миномётов были уничтожены РЛС в Авдеевке. Наблюдатели отмечают, что часть РЛС 36Д6, П-18 и П-19 была передислоцирована с западных регионов Украины на восток страны. Это связано не столько с попыткой отражения налётов российской авиации, а с целью контроля полётов своих боевых самолётов в зоне проведения АТО.

Если с производством радиолокаторов в Украине дела обстоят более или менее нормально, то с дальнобойными зенитными комплексами всё не так хорошо, как хотелось бы украинскому руководству. Как уже говорилось, независимой Украине после дележа советского наследства достались огромные запасы техники и вооружения, которые в начале 90-х казались неиссякаемыми. Украинским политикам и генералитету будущее казалось безоблачным, и запасы советского оружия представлялись совершенно излишними. В середине 90-х в процессе реформирования вооруженных сил Украины первыми сокращению подверглись зрдн, где на вооружении находились ЗРК С-75М2 и С-125 ранних модификаций. На утилизацию отправились десятки комплексов, а вместе с ними более 2000 ЗУР 20Д, 15Д, 13Д, 5В27. Во второй половине 90-х настала очередь С-75М3 и С-125М. Впрочем, их уже не утилизировали безоглядно, а попытались продать в страны, уже имеющие опыт эксплуатации и боевого применения советских ЗРК. Известно, что в конце 90-х-начале 2000-х несколько комплексов уплыли в страны с жарким климатом. Вслед за «Волховом» и «Невой» наступила очередь «Ангары». Списанию подлежали все С-200А с ЗУР 5В21 по причине окончания сроков эксплуатации ракет и отсутствию кондиционных компонентов топлива.

karta-zrk

Схема размещения ЗРК средней и большой дальности и РЛС на территории Украины по состоянию на 2010 год

Цвет иконок означает следующее:
— пурпурные треугольники: ЗРК С-200;
— красные треугольники: ЗРС С-300ПТ и С-300ПС;
— оранжевые треугольники: ЗРС С-300В;
— квадраты: базы хранения техники и вооружения ЗРВ;
— синие круги: РЛС обзора воздушного пространства;
— красные круги: РЛС обзора воздушного пространства 64Н6, приданные ЗРС С-300П.

rls-podstveta

РЛС обзора воздушного пространства 64Н6 на позиции под Киевом

По состоянию на 2010 год в работоспособном состоянии на Украине находилось примерно три десятка зенитных систем и комплексов средней и большой дальности – главным образом — ЗРС С-300ПТ и С-300ПС. Благодаря героическим усилиям расчётов и проведению восстановительного ремонта до 2013 года дожило несколько зрдн, вооруженных дальнобойными С-200В. Но в данный момент работоспособных комплексов этого типа на Украине уже не осталось. Последним был расформирован зрдн 540-го Львовского полка.

s-300pt

Позиция ЗРС С-300ПТ под Киевом

Организационно ЗРВ входят в состав Воздушных сил Украины. До недавнего времени в этой стране имелось 13 зенитно-ракетных бригад и полков, где на вооружении формально состоит приблизительно 20 ЗРС С-300ПТ/ПС. Точное количество боеспособных украинских С-300П назвать сложно, поскольку большая часть техники украинских зенитных дивизионов предельно изношена. Наиболее новой зенитной системой большой дальности в украинских вооруженных силах является С-З00ПС, выпускавшаяся с 1983 года. Гарантийный срок службы С-300ПС до капитального ремонта был определен в 25 лет, а имеющиеся на Украине самые свежие ЗРС произведены в 1990 году. В ближайшее время С-300ПС останется единственной зенитно-ракетной системой большой дальности в украинской ПВО. Сейчас в ПВО Украины способны нести постоянное боевое дежурство не больше 10 зрдн, для поддержания их в работоспособном состоянии украинским военным приходится заниматься «каннибализмом», демонтируя исправные блоки с других комплексов и зенитных систем. Нельзя сказать, что не предпринималось никаких мер по исправлению данной ситуации. В Украине для решения задач по поддержанию техники и вооружения ПВО в боеспособном состоянии, а также его ремонта и модернизации создан Центр вооружения и военной техники. Центр является специальным структурным подразделением Государственного предприятия «Укроборонсервис». На предприятии ведутся работы по продлению ресурса ЗРС С-300ПС и ЗУР 5В55Р. Известно о восьми зрдн С-300ПС, прошедших восстановительный ремонт к 2013 году. В результате срок эксплуатации ЗРС С-300ПС после ремонта продлён на 5 лет. Однако продолжению работ в этом направлении мешает задолженность украинского МО за отремонтированную технику. Помимо зенитных систем, осуществляется ремонт и частичная модернизация командных пунктов управления 5Н83С. Для украинской армии необходимо провести такие работы на пяти ПУ, каждый из которых замыкает на себя до 6 зрдн. Также осуществляется ремонт техники и вооружения в интересах иностранных заказчиков. В 2007 году был выполнен контракт по ремонту дивизионного комплекта С-300ПС для МО Казахстана. В 2012 году завершен ремонт командного пункта 5Н83С для Казахстана и подписан новый контракт на ремонт ЗРС С-300ПС. В 2011 году ГП «Укроборонсервис» отремонтировало отдельные составляющие ЗРС С-300ПС, принадлежащие МО Республики Беларусь

Сложности с поддержанием в боеготовом состоянии противовоздушных комплексов средней и большой дальности привели к тому, что в централизованную систему ПВО страны были включены немногочисленные войсковые ЗРС большой дальности С-300В и ЗРК средней дальности «Бук-М1». В Украине имеются две бригады С-300В и три полка, где на вооружении состоят «Бук-М1». Что касается С-300В, то у них нет никаких шансов на то, что эти дальнобойные армейские ЗРС на гусеничном ходу останутся на вооружении. В Украине попросту нет необходимой материальной базы для поддержания их в строю. ЗРК средней дальности «Бук-М1» и ЗУР 9М38М1 проходят восстановительный ремонт на предприятиях «Укроборонсервиса» с продлением ресурса на 7-10 лет. В середине 2000-х два зрдн из состава украинских сил ПВО после ремонта были поставлены Грузии. Один дивизион ЗРК «Бук-М1» вскоре после выгрузки был захвачен российскими войсками в грузинском порту Поти. По всей видимости, окончилась неудачей попытка создания украинскими предприятиями ГАХК “Артём”, КБ “Луч” и НВО “Арсенал” ЗУР ЗР-27. Этой ракетой, созданной на базе УР воздушного боя Р-27, планировалось заменить ЗУР 9М38М1 в составе ЗРК «Бук-М1». Ракета Р-27 выпускалась с 1983 года на киевском предприятии ГАХК «Артём» и использовалась в составе вооружения по всему миру на истребителях МиГ-29, Су-27 и Су-30. В случае успеха это позволило бы Украине со временем начать строительство собственных ЗРК средней дальности и сохранить предприятие, где производились ракеты Р-27.

Однако заниматься ремонтом, модернизацией и продлением ресурса советской техники до бесконечности нельзя. Если на украинских предприятиях и удалось наладить изготовление новых электронных блоков с использованием собственной и импортной элементной базы, то с зенитными ракетами дело обстоит совсем плохо. Производство дальнобойных твердотопливных ЗУР в Украине отсутствует, и никаких предпосылок для его налаживания нет. До того как отношения между нашими странами были испорчены украинские представители зондировали почву на предмет поставок модернизированных С-300П из России. Также прорабатывался вопрос модернизации имеющихся украинских ЗРС С-300ПС с целью возможности использования в них современных ЗУР 48Н6Е2 российского производства. В 2006 году прошли переговоры украинских и российских спецэкспортеров по вопросам модернизации ЗРС С-300ПС и ЗРК «Бук-М1», разработчики которых остались на территории РФ. Стороны пришли к соглашению о создании совместного предприятия. С украинской стороны учредителем СП должна была стать госкомпания «Укрспецэкспорт», а с российской — ФГУП «Рособоронэкспорт». Украинские специалисты в процессе проработки соглашения неоднократно посещали российские предприятия, где велось производство зенитных систем и ЗУР. Однако со временем стало ясно, что украинская сторона не собирается финансировать данное мероприятие, а брать на себя расходы по вооружению соседнего, не всегда дружественного государства Россия не захотела. Стоит напомнить, что как раз в это время Украина вела поставки ЗРК в Грузию, с которой у нашей страны были напряженные отношения. В итоге по причине неплатёжеспособности Украины в 2000-е годы данный проект не был реализован, а сейчас всякое военно-техническое сотрудничество между нашими странами прекратилось.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что украинская система ПВО будет и дальше деградировать. В независимой Украине в прошлом не было необходимых финансовых ресурсов для приобретения новых современных дальнобойных зенитных систем и истребителей. Нет их и сейчас, но даже если бы они и нашлись, то в нынешней ситуации поставки вооружений из США, Европы и Израиля в страну с неурегулированным внутренним вооруженным конфликтом невозможны. Дело дошло до того, что на Украине вспомнили о советских маловысотных ЗРК С-125, находившихся на базах хранения. Самостийной Украине от ПВО СССР досталось около 40 ЗРК С-125 с большим запасом ЗУР, запчастей и комплектующих. Большая часть из них это были достаточно «свежие» С-125М/М1. Воспользовавшись данным обстоятельством, украинские власти принялись активно торговать советским наследием по демпинговым ценам. Отремонтированные на Украине С-125 получила Грузия, но в конфликте 2008 года эти комплексы, ввиду неспособности грузин управлять ими, использованы не были. Сообщалось о поставках ЗРК С-125 и их отдельных элементов в африканские страны, в том числе и в те, где шли активные боевые действия. Так, Уганда закупила на Украине четыре ЗРК С-125 и 300 ЗУР в 2008 году. Впоследствии эти зенитные системы оказались в воюющем Южном Судане. Еще одним известным заказчиком украинских ЗРК С-125 стала Ангола, получившая партию украинских комплексов по контракту, заключенному в 2010 году

s-125

Украинский ЗРК С-125-2Д («Печора-2Д»), модернизированный НПП «Аэротехника»

В самой Украине последние не модернизированные С-125 были сняты с боевого дежурства в 2005 году. Весной 2015 года появилась информация о намерении украинского МО принять на вооружение зенитный ракетный комплекс С-125-2Д «Печора-2Д», созданный на базе поздней модификации С-125М1. По информации украинских СМИ, в ходе модернизации осуществлена доработка всех основных средств комплекса. Данный вариант модернизации, изначально предназначенный на экспорт, был разработан на научно-производственном предприятии «Аэротехника» в Киеве. ЗРК С-125-2Д прошел испытания в 2010 году. По данным разработчиков, ресурс ЗРК увеличен на 15 лет, решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести комплекса и устойчивости к воздействию радиоэлектронных помех. Сообщается о том, что в данный момент ведётся модернизация и продление сроков эксплуатации ЗУР 5В27Д до 15 лет и перевод всех элементов комплекса на мобильное шасси. В случае принятия на вооружение модернизированного ЗРК С-125-2Д это будет сугубо вынужденной мерой, призванной хотя бы частично залатать дыры в системе ПВО Украины. При показе ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» руководству Украины было сказано, что данный комплекс предназначен для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО, но в реальности он может нести боевое дежурство, осуществляя зенитное прикрытие стационарных объектов в ближней зоне. На украинских базах хранения всё ещё находится около 10 ЗРК С-125М1, которые планируется довести до уровня С-125-2Д.

В ПВО Сухопутных войск имеется около 200 ЗРК малой дальности «Оса-АКМ» и «Стрела-10М» и около 80 ЗСУ ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗРПК «Тунгуска». В каком состоянии находится вся эта техника, достоверно неизвестно, но, можно предположить, что в условиях дефицита финансирования большая её часть нуждается в ремонте. Также как и ЗРК средней и большой дальности, аппаратная часть основной массы войсковых зенитных комплексов устарела морально и физически, а ЗУР, поставки которых в войска не велись более 20 лет, давно просрочили сроки хранения и имеют невысокую степень надёжности. За последние годы на ремонтных предприятиях прошли восстановление и модернизацию примерно полтора десятка ЗРК «Стрела-10М», «Оса-АКМ», ЗРПК «Тунгуска» и примерно сотня ПЗРК «Игла-1», но это, что называется — капля в море. При таких темпах поставок в войска зенитного вооружения МО Украины вообще рискует остаться без войсковой ПВО.

t-382

ЗУР Т-382 для ЗРК Т38 «Стилет»

В рамках кардинального улучшения боевых характеристик ЗРК «Оса-АКМ» совместно с Республикой Беларусь создан новый мобильный ЗРК Т38 «Стилет». Разработчиком аппаратной части комплекса является белорусское предприятие «Тетраэдр», базой стало колёсное шасси повышенной проходимости МЗКТ-69222Т, а новую бикалиберную ЗУР создали в «Государственном Киевском конструкторском бюро «Луч». Если верить рекламным проспектам предприятия «Тетраэдр» и КБ «Луч», то по сравнению с ЗУР 9М33М3 ЗРК «Оса-АКМ» дальность пуска ракеты Т-382 для ЗРК Т38 возросла в два раза, также вдвое увеличилась скорость поражаемой цели. Безусловно, создание новой ракеты Т-382 для комплексов ближней зоны стало большим достижением украинского ВПК, но для производства полноценного ЗРК этого явно недостаточно. Крайне сомнительно, что в нынешних условиях Белоруссия станет поставлять зенитные комплексы в Украину, а самостоятельно создать собственный аналог «Стилета», даже имея пакет технической документации, в обозримом будущем там вряд ли смогут.

Продолжение следует…

По материалам:
https://topwar.ru/100322-sovremennoe-sostoyanie-pvo-stran-byvshih-sovetskih-soyuznyh-respublik-chast-2-ya.html

Линник Сергей

Статьи из этой серии:

Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 1-я

Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 3-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 4-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 5-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 6-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 7-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 8-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 9-я
Современное состояние ПВО стран — бывших советских союзных республик. Часть 10-я





✏ Оставить комментарий

               




  • Архивы